Блог педагога, психолога, мамы... для родителей, детей, коллег и гостей

пятница, 14 октября 2011 г.

Развиваем малыша 1,5-3 года


Пособие составлено для родителей, которые играют со своими детьми, заинтересованы в их развитии и обучении. Пособие содержит игры и упражнения, подобранные педагогами МДОУ «Детский сад №126» г. Краснодара из опыта работы с детьми раннего возраста (1,5 – 3 года). Данный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, а творческая деятельность позволяет сделать развитие и обучение интересным и результативным – это явилось главным фактором в выборе содержания пособия.

Игры-упражнения для детей раннего возраста на развитие  мелкой моторики, 
творческой деятельности.


Цель игр и упражнений:
·        развитие мелкой моторики, как фактора стимулирующего развитие речи, мышления, памяти, восприятия, внимания;
·        формирование у детей чувства уверенности в себе и своих силах;
·        развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения);
·        развитие точности, координации движений;
·        обогащение сенсорного опыта, знакомство с сенсорными эталонами;
·        развитие общей осведомленности;
·        развитие координации зрительного и двигательного анализаторов.
·        развивать творческие способности;
·        развивать аккуратность, дисциплинированность, навыки сотрудничества;
·        развитие психических процессов (речи, мышления, внимания, восприятия, памяти,       ощущения);
·       развитие познавательных способностей;

Виды игр и упражнений:

Название упражне-ния
Оборудование
Ход упражнения (Х),  и примечания (П).
1
Пальчико-вый театр
Куклы для пальчиково-го театра или украшен-ные перчатки,  или напальчники, или персонажи прикреплен-ные к колечкам…)
Х: игра 1- «Здравствуйте» (с одной игрушкой на каждой руке). Игра 2-«Зарядка» (по 2 игрушки)-наклоны, повороты-синхронное движение пальцев рук. Игра 3. «Танцы» (по несколько игрушек)-разноименные движения пальцев.
П: поэтапное выполнение, с учетом сложности координации движений.
2
Рыбалка
Катушки (или палоч-ки),  длинные нитки, игрушки-рыбки (морские обитатели).

Х: «Возьми маленькую желтую рыбку…» - дети получают игровые пособия -катушки (или палочки), на которые наматываются нитки с привязанной на конце рыбкой. Ребенку необходимо самому размотать и смотать нитку.
П: называются названия рыб, размер, цвет (или спрашиваются у ребенка)
3
Волчок
Плоские небольшие крышки, твердые плос-кие круглые предметы или игрушка волчок
Х: «Возьмите игрушку большим и указательным пальцем, сделайте вращательное движение»
П: можно ограничить пространство кольцом для запуска волчка.
4
Копилка
Копилки, монеты, зерна фасоли, орехи «Фун-дук», емкости с монета-ми, зернами фасоли, орехами (перемешан-ными в одной емкости для каждого ребенка).
Х: дети экспериментальным путем устанавливают предметы, которые помещаются в прорезь копилки.
П: определить на вес: тяжелая или легкая копилка, сравнить с другой, сделать вывод о содержимом копилки- полная и ли пустая, пошуметь ею.
5
Бусы  (разновид-ность игры «шнуров-ка»)
пуговицы, деревянные иголки (или проклеен-ный кончик шнурка), шнурки разного цвета и длины.

Х: подражание действию пришивания пуговицы.
П: обратить внимание на величину пуговиц. Цвет шнурка, его длину, количество дырок в пуговице (для первого знакомства брать пуговицы с меньшим количеством дырок).
6
Прищепки
Мисочки (по количест-ву цветов прищепок), веревка или скакалка, прищепки, одежда для кукол (платочки…)

Х: снимаем один комплект одежды, складываем прищепки в разные мисочки, дифференцируя по цвету, затем вешаем на веревку другой комплект.
П: для расширения знаний детей можно брать прищепки дополнительных цветов, знакомятся с цветом, закрепляется понятие «Такой же, одинаковый».
7
Аптека
Пипетки, салфетки, губки для сбора воды (если прольется), упа-ковки из под больших таблеток, палитра с цветной водой.

Х: с помощью пипеток нужно наполнить упаковки из под таблеток цветной водой.
П: закрепить понятие цвета, пустой, полный, приучать к аккуратности, использовать салфетки.
8
Художник (игры с крупами)
подносы, крупы (гречи-ха, рис, манная крупа), мелкие игрушки.

П: крупа насыпана на поднос в достаточном количестве. Ребенок рисует пальцем по показу взрослого в подносе с крупой.
Х: 1. «Давайте сделаем ровную полянку для зверей» - придавливаем, прихлопываем, разравниваем поверхность.
    2. «Сделаем дорогу»-провести зверюшку.
    3. «Нарисуем солнышко с глазками…».
    4. «Сделаем горку»-преодолеть горку.
Х 2: то же с другой крупой.
9
Кинезио-логические упражне-ния
Пастель, бумага для рисования, цветы и рыбки из разных мате-риалов.

Х: рисование двумя руками одновременно, сводя руки вместе и разводя в стороны – «лужок» (зелеными карандашами), «море» (синими карандашами). Украсить рисунки с помощью аппликации  цветами или морскими обитателями.
П: можно дорисовывать другие объекты: водоросли,  камни, солнце и т.д. – двумя руками одновременно совместно со взрослым.
10
Парало-новые губки
Паралоновые губки по 2 каждому.
Х: 1.  «Прятки» -сжать игрушку, чтобы поместилась в кулачке, раскрыть ладонь, показать, повторить 3 раза.
2. «Щекотка»-утопить пальцы по очереди в игрушке, в другом порядке повторить.
П: определить на ощупь –мягкая, назвать предмет, цвет, форму, размер сравнить.
11
Плоскост-ные игрушки
Картинки игрушек из картона или другого плотного материала.
Х:  кто это? –Рыбки –удерживать на ладони картинку, не роняя, поднять ладошки вверх, опустить вниз, спрятать между ладонями, сделать плавающие движения (обе ладони из стороны в сторону, вверх-вниз). «ку-ку»-раскрыть ладонь, удерживая игрушку основанием ладони, сомкнуть ладони. Тоже самое, но ладони расположены вертикально полу.
П: определить на ощупь форму, назвать предмет, цвет, размер сравнить
12
Игры в песке
Емкость с песком или горохом, или  фасолью, или кукурузой. Мелкие игрушки (из киндер-сюрприза),  в зависимо-сти от темы, домик-коробочка, влажные салфетки
Х: найдите зверей, спрятавшихся в песке, сложи их в домик-коробочку. Игра в песке, затем исключение лишнего или классификация по какому-либо признаку найденных предметов.

13
Коробочки (камни, пуговицы)
Игрушка-рыбка, белка, коробочки, наполнен-ные смесью (из 2-х наполнителей) пугови-цами, морскими камня-ми, орехами, ракушка-ми...
П: обязательная демонстрация образца;
-разная величина, цвет, качество наполнения.
Х: рыбка просит найти маленькие овальные камушки, белку угостим большими орехами (грецкие, а не фундук)
П: меняются коробочки и игрушки.
14
Следы (работа пальчиковыми красками)
Пальчиковые краски, образец-заготовка следов, влажные салфетки, бумага чистая (4 полоски шириной 3 см, 5 см).
Х: прикосновение - двумя пальцами одновременно нарисовать следы зайца по дорожке к морковке.
Х: круговые движения - двумя пальцами одновременно нарисовать следы медведя (лисы) по дорожке.
П: сравнить размер следов и вид.
15
Бусы (работа с красками и пластили-ном)
пальчиковые краски, заготовка рисунка, вла-жные салфетки, бумага чистая; пластилин (за-готовка -2 тонких кол-баски), доски для лепки, цветные камушки (кру-пные бусины, фасоль, ракушки..), подносики для камушков.
Х: 1-нарисовать бусы разного цвета с помощью пальчиковых красок на заготовке (нарисованная нитка для бус).  2-а) сравнить нитки (колбаски из пластилина) по длине, сделать из длинной колечко, б) положить на доску, украсить камушками, придавливая пальцем камушек к пластилину на досточке для лепки.
П: закреплять понятия цвета, длины.
16
Покорми зверей (работа с тестом)
Игрушки: курочки, заяц, ёж; тесто обычное или для лепки, доски для лепки, влажные салфетки, стеки, таре-лочки разной величины и цвета.

П: тесто в виде толстых коротких колбасок.
Х 1: «Давайте угостим курочек зернышками. Мы раскатаем длинный колосок и поделим его на мелкие части» - раскатывает между ладонями образец и способом отрывания делит на маленькие части, складывая части в тарелочку.
П: большие части в большую тарелочку для зайчика или ежика.
Х 2: можно разрезать стекой на специальной доске колбаску для кошки, предварительно раскатав.
17
Перинка для мышки
Полоски бумажных салфеток (по 3 см), кро-ватки (маленькие ёмко-сти), мышка, одеяла для мышек (лоскутки ткани), 4 прямоуголь-ника для построения квадратного домика)
Х: сделать перинки, способом отрывания маленьких кусочков от полоски салфетки,  заполняя кусочками кроватку (ёмкость размером 5\5 см).
П: уложить мышку спать на перинку, построить домик для мышки из конструктора (квадрат по образцу взрослого).
18
Уточка (сложная апплика-ция)
Крупа манная, рисовая в разных ёмкостях, клеевой карандаш, клей ПВА, силуэт уточки, лист бумаги, глаз утки, кисточка для клея, клеёнки, салфетки
Х: 1-аппликация - приклеить рисунок-уточку клеевым карандашом, намазывая на клеенке. 2-намазать клеем ПВА кисточкой уточку сверху по частям. 3-посыпать лапы, клюв, крылья рисовой крупой на клей.4- посыпать уточку манной крупой. 5-приклеить глаз.
19
Рыбки (учим ребе-нка рабо-тать с нож-ницами)
Силуэт рыбок, полоски разной цветной бумаги длиной5-6 см, шириной 0,7 см., ножницы, клеевой карандаш, клеёнки, салфетки, подносики для кусочков цв. бумаги
Х: 1-учить детей резать полоски на маленькие части: дать ребенку правильно ножницы, помочь закладывать и продвигать полоску бумаги между лезвиями ножниц (кусочки резать на  подносики).2-намазать клеем рыбку и посыпать кусочки на рыбку. 3- приложить крепко к рыбке салфетку (пожалеть рыбку, что бы кусочки приклеились) –рыбка с чешуёй.
П: можно украсить по 2 рыбки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий