Пособие составлено для родителей, которые играют со своими
детьми, заинтересованы в их развитии и обучении. Пособие содержит игры и
упражнения, подобранные педагогами МДОУ «Детский сад №126» г. Краснодара из
опыта работы с детьми раннего возраста (1,5 – 3 года). Данный возраст является
сензитивным для развития мелкой моторики, а творческая деятельность позволяет
сделать развитие и обучение интересным и результативным – это явилось главным
фактором в выборе содержания пособия.
Игры-упражнения для
детей раннего возраста на развитие мелкой моторики,
творческой
деятельности.
Цель игр и упражнений:
·
развитие мелкой моторики, как фактора
стимулирующего развитие речи, мышления, памяти, восприятия, внимания;
·
формирование у детей чувства уверенности в себе
и своих силах;
·
развитие межполушарного взаимодействия
(кинезиологические упражнения);
·
развитие точности, координации движений;
·
обогащение сенсорного опыта, знакомство с
сенсорными эталонами;
·
развитие общей осведомленности;
·
развитие координации зрительного и двигательного
анализаторов.
·
развивать творческие способности;
·
развивать аккуратность, дисциплинированность,
навыки сотрудничества;
·
развитие психических процессов (речи, мышления,
внимания, восприятия, памяти, ощущения);
·
развитие
познавательных способностей;
Виды игр и упражнений:
№
|
Название упражне-ния
|
Оборудование
|
Ход упражнения (Х),
и примечания (П).
|
1
|
Пальчико-вый театр
|
Куклы для пальчиково-го театра или украшен-ные
перчатки, или напальчники, или
персонажи прикреплен-ные к колечкам…)
|
Х: игра 1- «Здравствуйте» (с одной игрушкой на
каждой руке). Игра 2-«Зарядка» (по 2 игрушки)-наклоны, повороты-синхронное
движение пальцев рук. Игра 3. «Танцы» (по несколько игрушек)-разноименные
движения пальцев.
П: поэтапное выполнение, с учетом сложности
координации движений.
|
2
|
Рыбалка
|
Катушки (или палоч-ки), длинные нитки, игрушки-рыбки (морские
обитатели).
|
Х: «Возьми маленькую желтую рыбку…» - дети получают
игровые пособия -катушки (или палочки), на которые наматываются нитки с
привязанной на конце рыбкой. Ребенку необходимо самому размотать и смотать
нитку.
П: называются названия рыб, размер, цвет (или
спрашиваются у ребенка)
|
3
|
Волчок
|
Плоские небольшие крышки, твердые плос-кие круглые
предметы или игрушка волчок
|
Х: «Возьмите игрушку большим и указательным пальцем,
сделайте вращательное движение»
П: можно ограничить пространство кольцом для запуска
волчка.
|
4
|
Копилка
|
Копилки, монеты, зерна фасоли, орехи «Фун-дук»,
емкости с монета-ми, зернами фасоли, орехами (перемешан-ными в одной емкости
для каждого ребенка).
|
Х: дети экспериментальным путем устанавливают
предметы, которые помещаются в прорезь копилки.
П: определить на вес: тяжелая или легкая копилка,
сравнить с другой, сделать вывод о содержимом копилки- полная и ли пустая,
пошуметь ею.
|
5
|
Бусы
(разновид-ность игры «шнуров-ка»)
|
пуговицы, деревянные иголки (или проклеен-ный кончик
шнурка), шнурки разного цвета и длины.
|
Х: подражание действию пришивания пуговицы.
П: обратить внимание на величину пуговиц. Цвет
шнурка, его длину, количество дырок в пуговице (для первого знакомства брать
пуговицы с меньшим количеством дырок).
|
6
|
Прищепки
|
Мисочки (по количест-ву цветов прищепок), веревка
или скакалка, прищепки, одежда для кукол (платочки…)
|
Х: снимаем один комплект одежды, складываем прищепки
в разные мисочки, дифференцируя по цвету, затем вешаем на веревку другой
комплект.
П: для расширения знаний детей можно брать прищепки
дополнительных цветов, знакомятся с цветом, закрепляется понятие «Такой же,
одинаковый».
|
7
|
Аптека
|
Пипетки, салфетки, губки для сбора воды (если
прольется), упа-ковки из под больших таблеток, палитра с цветной водой.
|
Х: с помощью пипеток нужно наполнить упаковки из под
таблеток цветной водой.
П: закрепить понятие цвета, пустой, полный, приучать
к аккуратности, использовать салфетки.
|
8
|
Художник (игры с крупами)
|
подносы, крупы (гречи-ха, рис, манная крупа), мелкие
игрушки.
|
П: крупа насыпана на поднос в достаточном
количестве. Ребенок рисует пальцем по показу взрослого в подносе с крупой.
Х: 1. «Давайте сделаем ровную полянку для зверей» -
придавливаем, прихлопываем, разравниваем поверхность.
2.
«Сделаем дорогу»-провести зверюшку.
3.
«Нарисуем солнышко с глазками…».
4.
«Сделаем горку»-преодолеть горку.
Х 2: то же с другой крупой.
|
9
|
Кинезио-логические упражне-ния
|
Пастель, бумага для рисования, цветы и рыбки из
разных мате-риалов.
|
Х: рисование двумя руками одновременно, сводя руки
вместе и разводя в стороны – «лужок» (зелеными карандашами), «море» (синими
карандашами). Украсить рисунки с помощью аппликации цветами или морскими обитателями.
П: можно дорисовывать другие объекты:
водоросли, камни, солнце и т.д. –
двумя руками одновременно совместно со взрослым.
|
10
|
Парало-новые губки
|
Паралоновые губки по 2 каждому.
|
Х: 1.
«Прятки» -сжать игрушку, чтобы поместилась в кулачке, раскрыть ладонь,
показать, повторить 3 раза.
2. «Щекотка»-утопить пальцы по очереди в игрушке, в
другом порядке повторить.
П: определить на ощупь –мягкая, назвать предмет,
цвет, форму, размер сравнить.
|
11
|
Плоскост-ные игрушки
|
Картинки игрушек из картона или другого плотного
материала.
|
Х: кто это?
–Рыбки –удерживать на ладони картинку, не роняя, поднять ладошки вверх,
опустить вниз, спрятать между ладонями, сделать плавающие движения (обе
ладони из стороны в сторону, вверх-вниз). «ку-ку»-раскрыть ладонь, удерживая
игрушку основанием ладони, сомкнуть ладони. Тоже самое, но ладони расположены
вертикально полу.
П: определить на ощупь форму, назвать предмет, цвет,
размер сравнить
|
12
|
Игры в песке
|
Емкость с песком или горохом, или фасолью, или кукурузой. Мелкие игрушки (из
киндер-сюрприза), в зависимо-сти от
темы, домик-коробочка, влажные салфетки
|
Х: найдите зверей, спрятавшихся в песке, сложи их в
домик-коробочку. Игра в песке, затем исключение лишнего или классификация по
какому-либо признаку найденных предметов.
|
13
|
Коробочки (камни, пуговицы)
|
Игрушка-рыбка, белка, коробочки, наполнен-ные смесью
(из 2-х наполнителей) пугови-цами, морскими камня-ми, орехами, ракушка-ми...
|
П: обязательная демонстрация образца;
-разная величина, цвет, качество наполнения.
Х: рыбка просит найти маленькие овальные камушки,
белку угостим большими орехами (грецкие, а не фундук)
П: меняются коробочки и игрушки.
|
14
|
Следы (работа пальчиковыми красками)
|
Пальчиковые краски, образец-заготовка следов,
влажные салфетки, бумага чистая (4 полоски шириной 3 см, 5 см).
|
Х: прикосновение - двумя пальцами одновременно
нарисовать следы зайца по дорожке к морковке.
Х: круговые движения - двумя пальцами одновременно
нарисовать следы медведя (лисы) по дорожке.
П: сравнить размер следов и вид.
|
15
|
Бусы (работа с красками и пластили-ном)
|
пальчиковые краски, заготовка
рисунка, вла-жные салфетки, бумага чистая; пластилин (за-готовка -2 тонких
кол-баски), доски для лепки, цветные камушки (кру-пные бусины, фасоль,
ракушки..), подносики для камушков.
|
Х: 1-нарисовать бусы разного цвета с помощью пальчиковых
красок на заготовке (нарисованная нитка для бус). 2-а) сравнить нитки (колбаски из
пластилина) по длине, сделать из длинной колечко, б) положить на доску,
украсить камушками, придавливая пальцем камушек к пластилину на досточке для
лепки.
П: закреплять понятия цвета, длины.
|
16
|
Покорми зверей (работа с тестом)
|
Игрушки: курочки, заяц, ёж; тесто обычное или для
лепки, доски для лепки, влажные салфетки, стеки, таре-лочки разной величины и
цвета.
|
П: тесто в виде толстых коротких колбасок.
Х 1: «Давайте угостим курочек зернышками. Мы
раскатаем длинный колосок и поделим его на мелкие части» - раскатывает между
ладонями образец и способом отрывания делит на маленькие части, складывая
части в тарелочку.
П: большие части в большую тарелочку для зайчика или
ежика.
Х 2: можно разрезать стекой на специальной доске
колбаску для кошки, предварительно раскатав.
|
17
|
Перинка для мышки
|
Полоски бумажных салфеток (по 3 см), кро-ватки (маленькие
ёмко-сти), мышка, одеяла для мышек (лоскутки ткани), 4 прямоуголь-ника для
построения квадратного домика)
|
Х: сделать перинки, способом отрывания маленьких
кусочков от полоски салфетки, заполняя
кусочками кроватку (ёмкость размером 5\5 см).
П: уложить мышку спать на перинку, построить домик
для мышки из конструктора (квадрат по образцу взрослого).
|
18
|
Уточка (сложная апплика-ция)
|
Крупа манная, рисовая в разных ёмкостях, клеевой
карандаш, клей ПВА, силуэт уточки, лист бумаги, глаз утки, кисточка для клея,
клеёнки, салфетки
|
Х: 1-аппликация - приклеить рисунок-уточку клеевым
карандашом, намазывая на клеенке. 2-намазать клеем ПВА кисточкой уточку
сверху по частям. 3-посыпать лапы, клюв, крылья рисовой крупой на клей.4-
посыпать уточку манной крупой. 5-приклеить глаз.
|
19
|
Рыбки (учим ребе-нка рабо-тать с нож-ницами)
|
Силуэт рыбок, полоски разной цветной бумаги длиной5-6 см, шириной 0,7 см., ножницы, клеевой
карандаш, клеёнки, салфетки, подносики для кусочков цв. бумаги
|
Х: 1-учить детей резать полоски на маленькие части:
дать ребенку правильно ножницы, помочь закладывать и продвигать полоску
бумаги между лезвиями ножниц (кусочки резать на подносики).2-намазать клеем рыбку и
посыпать кусочки на рыбку. 3- приложить крепко к рыбке салфетку (пожалеть
рыбку, что бы кусочки приклеились) –рыбка с чешуёй.
П: можно украсить по 2 рыбки.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий